Главная Новости Архив новостей Первая в Беларуси передвижная АЗС увеличивает охват населения и территорий по обеспечению нефтепродуктами
Первая в Беларуси передвижная АЗС увеличивает охват населения и территорий по обеспечению нефтепродуктами PDF Печать E-mail

В Витебской области была введена в эксплуатацию первая в Беларуси передвижная автозаправочная станция (ПАЗС). Данная АЗС имеет две емкости на два вида топлива на базе автомобиля МАЗ-МАН. Обслуживает станцию один оператор-водитель. АЗС производит автоматизированный отпуск топлива по безналичному и наличному расчету, работает без внешнего источника электроэнергии. За время ее работы поступает много положительных откликов. Результаты работы ПАЗС превзошли все ожидания. Она стала востребованной в сельской местности, в глубинках районов, откуда до стационарных АЗС десятки километров расстояния. Потребителям нефтепродуктов стало выгодно. Экономится время на поездки к стационарным АЗС, сокращаются расходы на эксплуатацию машин, на топливо и пр.

 

Руководители организаций, специалисты интересуются вопросом: кто является изготовителем таких передвижных АЗС, с кем можно заключать договора на их строительство.

Информагентство «Интерфакс-Запад» разыскало в Минске компанию, которая разработало конструкцию и производит этот сложнейший комплекс. Это ЗАО «НПК» (новые промышленные конструкции).

Корреспондент «Интерфакса» встретился с его директором Владимиром Куренковым и попросил его ответить на вопросы.

 

– Владимир Иванович, как вы вышли на такую важную проблему для нашей республики по обеспечению нефтепродуктами населения, проживающего в глубинках сельской местности?

– Сразу замечу, что эту проблему (обеспечения нефтепродуктами населения) решают те, кому согласно уставной деятельности и положено это решать – предприятия по обеспечению нефтепродуктами, входящие в состав Производственного объединения «Белоруснефть». Мы только разработали и изготовили исполнительный механизм – технологическую машину под названием «Передвижная АЗС» (ПАЗС), которая включает в себя необходимые функции для транспортировки, хранения и отпуска нефтепродуктов, а также по фискальному контролю за реализацией, а также по безопасным условиям эксплуатации машин и работы обслуживающего персонала.

Тема была инициирована руководителем РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт» Старовойтовым Сергеем Ивановичем, который в 2010 году при поддержке ПО «Белоруснефть» взял на себя роль первопроходца и организовал конкурс на изготовление первой машины.

В конкурсе кроме нас участвовали еще четыре фирмы-производителя, в том числе одна западноевропейская. Выбор в нашу пользу был сделан не столько по экономическим критериям, а скорее интуитивно, так как аналогов подобной машины не было, сравнивать особо было не с чем, а вот опыт и ответственность белорусского резидента оказались предпочтительнее.

Ранее в нашей работе уже были разработки и поставки партий мобильных машин для эксплуатации в экстремальных условиях Севера, Камчатки, российского лесозаготовительного комплекса, были и высокопроизводительные автопоезда для транспортировки нефтепродуктов изготовленные совместно с российским заводом «Граз» (в Пензенской области РФ). Но вот по теме ПАЗС мы неожиданно столкнулись с отказом белорусских и российских партнеров в совместном участии в этом проекте (как потом оказалось, это было вызвано негативными результатами их собственного опыта вхождения в тему ПАЗС).

В начале, нам удалось спроектировать машину виртуально на основе современных программных средств, согласовать схемные решения по большинству сложных вопросов с заинтересованными организациями и органами госуправления, а затем изготовить первый образец, провести необходимые испытания, получить «добро» на его применение.

– Кто помогал вам воплощать в жизнь идею создания передвижных АЗС?

– К производству узлов и систем первого образца ПАЗС были задействованы двенадцать предприятий промышленности Беларуси и России, испытательские лаборатории научно-исследовательских институтов.

Тема ПАЗС привлекла талантливых инженеров, которые предложили на пробу свои «ноу-хау» не один год ожидавшие, чтобы реализоваться на практике в образцах. Особо хочу отметить, что опирались мы прежде всего на богатый потенциал отечественного автомобилестроения (кстати сказать откуда мы сами вышли), а также белорусских специалистов высокой школы IT-технологий. Благодаря этому сочетанию удалось создать изделие не имеющее аналогов на пространстве СНГ.

Особо хочу отметить и поблагодарить руководителей Госорганов управления и специалистов ряда научно-исследовательских институтов, которые верили в успех и новой темы и всячески помогали нам в практической работе по созданию новой техники. Большое внимание уделили внедрению новых ПАЗС руководители инженерных служб предприятий заказчиков, взаимодействие с которыми позволило быстрее освоить новую машину.

– Ваша оценка эффективности работы передвижной АЗС за время ее работы в Витебской области?

– Если говорить об эффективном применении ПАЗС следует прежде всего отметить большую инвестиционную экономию средств у заказчика. Строительство стационарных АЗС в минимальной комплектации обходится в Br 13-15,0 млрд, передвижная АЗС только – Br 3,5 млрд плюс расходы на подготовку площадок около Br 1,5 млрд, к тому же одна ПАЗС может обслужить 3-5 площадок за неделю работая по рабочему графику.

Согласитесь в глубинке, вдали от оживленных автотрасс, обеспечить окупаемость вложений в стационарные АЗС весьма проблематично. Поэтому в 2013 году, объявленным в стране – годом экономии и бережливости, руководство ПО «Белоруснефть» предприняло меры по снижению инвестиционной нагрузки и одновременно увеличению охвата населения и территорий по обеспечению нефтепродуктами. Были запущены в работу ПАЗС в Витебской области (г.п. Богушевск) и Брестской области (г.п.Косово).

 

Важным моментом применения ПАЗС является отзывы населения, руководителей предприятий, которые стали получать рядовую услугу по заправке автотранспорта не затрачивая как ранее выпущенных «холостых» пробегов достигавших 50-60 км. Помимо населения, услугами ПАЗС стали активно пользоваться потребители, относящиеся традиционно к бюджетной сфере, это автомобили скорой помощи, милиции, лесхозов. Неожиданностью для всех, в том числе и нас, стало, что в период уборочной на площадке работы ПАЗС мы увидели большое количество сельхозтехники. Начинали мы с выручкой Br 2-3,0 млн за смену, а сегодня устойчиво Br 30-35,0 млн, это не предел.

Кстати сказать, ПАЗС имеет все необходимое для оказания услуг по безналичному расчету, оснащена всеми необходимыми для использования электронных карточек, то есть так же как городское население.

Отмечу еще одно важное обстоятельство. В рыночных условиях конкуренция среди трейдеров нефтепродуктами на рынке Беларуси проявляется в появлении новых имен на стационарных АЗС (это «А-100», Газпромнефть, Лукойл и др.).

Однако оператор государственной формы собственности (система ПО «Белоруснефть-Белнефтехим») первым (!) сделал шаг навстречу интересам населения в сельской местности и предложил услуги ПАЗС без изменения цены на отпускаемые нефтепродукты. Следовательно, борьба за клиента, за новые рынки сбыта нарастает, а следовательно увеличиваются объемы услуг при сокращении инвестиционных затрат, что свидетельствует о здоровой конкурентной среде, а также проявлению кадров управленцев нового поколения в Беларуси готовых к работе в новых условиях рыночных отношений.

– Работой передвижной АЗС начали интересоваться не только в Беларуси, но и в ближнем зарубежье. Куда можно обращаться за информацией, заказами на поставку передвижной АЗС?

– В настоящее время мы наработали необходимый опыт применения ПАЗС в условиях Беларуси, и переходим к «тиражированию» первой модели для новых заказчиков. Помимо белорусского рынка, интерес к новой машине проявили в странах СНГ – России, Украины, Казахстана. Это заказчики с более разнообразной палитрой требований – кому-то нужно увеличить объемы возимого топлива до 20-23м3, кому-то требуется повысить скорость отпуска топлива через колонки. Все это вместе взятое требует непрерывного совершенствования конструкции, поэтому мы активно используем кооперацию по покупным компонентам с известными зарубежными производителями. Однако приоритет конечного изготовления всегда будет в Беларуси.

Заказы на ПАЗС принимаются в ходе тщательной инженерной проработки как технических характеристик машин, требуемых заказчиком, так и выяснения условий и мест будущей эксплуатации ПАЗС. Бывает, что заказчик не представляет всей полноты возникающих при этом вопросов требуемой инфраструктуры и своей ответственности за применения столь сложной машины при работе с опасным грузом, каким является нефтепродукты. Мы помогаем, разъясняем, меняем наши узлы под требования заказчика. В любом случае без ответа никто не остается.

 

Наши координаты в интернете ЗАО «НПК» г. Минск, Республика Беларусь, www.npk.by, тел.+375 17 327 00 46, факс +375 17 327 52 90.

Для потребителей из стран СНГ – ООО «СММ-автоинвест» г. Москва, Российская Федерация, www.pazs.info, тел. (+7 499) 703-41-24.